Опубликовано: 15.02.2018

13-15 февраля Агентство стратегических инициатив провело первый Всероссийский форум, направленный на развитие профессиональной среды наставничества «Наставник — 2018». В рамках форума организован первый
Всероссийский конкурс «Лучшие практики наставничества». Всего на конкурс поступило более 4000 заявок – в номинации «Наставничество в образовании и кружковом движении» – 1656, в номинации «Наставничество на производстве» – 1039, в номинации «Наставничество в социальной сфере» – 858, в номинации «Дети учат детей» – 326, в номинации «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве» – 307. Из числа этих заявок экспертный совет всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества» утвердил шорт-лист из 102 заявок. Экспертами конкурса стали представители АСИ, представители Совета Федерации Федерального собрания РФ, ООО МСП «Опора России», РАНХиГС, «Деловая Россия», губернаторы регионов и др.
14 февраля 2018 года в зале ВДНХ состоялось награждение лауреатов Первого всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества». Проект Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия) «Институт бизнес-наставников (бизнес-наставничества) в предпринимательстве (Республика Саха (Якутия))», реализуемый АУ ДПО «Бизнес-Школа» Республики Саха (Якутия) стал финалистом первого масштабного конкурса в России по наставничеству. Проект «Институт бизнес-наставничества» создан с целью развития молодежного предпринимательства на территории Республики Саха (Якутия). Во исполнение распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2014 г. № 201 – РГ «О Плане мероприятий по проведению Года предпринимательства в Республике Саха (Якутия) и Организационном комитете по подготовке и проведению Года предпринимательства в Республике Саха (Якутия)». Согласно Распоряжению, ежегодно создаются новые пары “наставник-наставляемый”. Начиная с 2014 года по 2017 год в Республике Саха (Якутия) создано более 70 школьных бизнес-инкубаторов, резидентами который являются более 1 000 школьников (от 14-17 лет). Столь развлетленная сеть школьных бизнес-инкубаторов появилась благодаря внедрению раннего обучения предпринимательству с 2011 года. В настоящее время более 50% школьников старших классов изучают предмет “Основы предпринимательства” в элективно-факультативном формате. Кроме этого, в республике самая разветвленная сеть бизнес-инкубаторов (18 бизнес-инкубаторов по республике), резидентами которых являются молодые предприниматели. Все перечисленные ресурсы позволили разработать и запустить каскадную модель наставничества в республике: Опытный СМП – Молодой СМП – Резидент Бизнес-инкубатора (СМП) – Резидент школьного бизнес-инкубатора (СМП) – Резидент школьного бизнес-инкубатора. Согласно каскадной модели количество участников неограничего, т.к. у одного наставника может быть несколько наставляемых. Всего за время реализации практики было вовлечено в проект более 1,5 тыс. человек (2015, 2016, 2017). Предлагаемая практика является универсальной, т.к. построена на принципах взаимообогащения субъектов находящихся в паре, желание успешно развивать собственное дело и возможности делиться имеющимся опытом. По опросу, проводимому Роспредприниматель в январе 2018 года, 48,3% молодых людей в возрасте от 14-30 лет планируют заняться бизнесом. Самый активный регион, принимающий участие в опросе – Республика Саха (Якутия). Как выяснилось, из опроса больше половины опрошенных (53,2%) открыли бизнес не по профильной специальности, в связи с этим возрастает роль наставников, и объясняется успешность практики.

Наиболее успешными участниками проекта, которые стояли у истоков развития бизнес-наставничества, являются предприниматели Наталья Василенко, Данилов Николай, Лиханова Вера, Сантуева Виолетта, Томская Татьяна, а так же Тымырова Татьяна, ведущая активную общественную деятельность. Именно поэтому ее кандидатура была выбрана для участия в мероприятиях Всероссийского форума наставников в г. Москва.